ПРАВОСЛАВНАЯ ПОХОРОННАЯ СЛУЖБА 213-36-18 круглосуточно - Кладбища с историей: где похоронены люди, менявшие Екатеринбург, — от первого садовода до цареубийцы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Кладбища с историей: где похоронены люди, менявшие Екатеринбург, — от первого садовода до цареубийцы

25 Апрель 2019

Экскурсию нам провели активисты сообщества «Кладбища Екатеринбурга». Прогулка началась у Иоанно-Предтеченского храма, который был построен на средства купцов Телегиных. Семья похоронена тут же.

 

Основателем семейного дела, принесшего купцам богатство, был Арсений Стефанович Телегин. Он занимался текстильным и швейным производством. Большой процент прибыли Телегин жертвовал на благотворительность. В последние годы жизни он ослеп из-за катаракты.

 

Сын Арсения Стефановича Ефим занимался золотопромышленным делом на Урале. Он был гласным Екатеринбургского уездного земства первого созыва.

 

Сын Ефима Арсеньевича Олимпий был постоянным членом Екатеринбургского благотворительного общества, попечителем Екатеринбургского Алексеевского училища, членом екатеринбургского отдела Императорского православного палестинского общества, а также членом комитета по строительству Симеоновской церкви-школы. Он был похоронен на кладбище в Зеленой Роще, но в наше время оно не сохранилось и могила утрачена.

 

У Олимпия осталось двое детей, переживших революцию, — Петр и Ольга.

 

Петр был частным театральным предпринимателем (антрепренером) и носил псевдоним Заречный. Ольга стала актрисой и играла в его труппе под фамилией Броницкая. Некоторое время она сожительствовала с актером немого кино Иваном Мозжухиным. От него у Ольги родился сын Александр Телегин.

 

После того, как Ольга и Иван расстались, он уехал в Париж, а она жила в Москве. Умерла в 1948 году, ее могила утрачена.

 

Петр Телегин последние годы жизни провел в Киеве. У него был сын Борис, который не оставил потомства. Однако род Телегиных не прервался. Осенью 2018 года в Москве скончался правнук Олимпия Николай Александрович Телегин, у которого остались сын Сергей и внук Николай. Они живут Москве.

 

Мы встречаем могилу Германа Сократовича Мышкина. К знаменитому князю Достоевского он отношения не имел, а был врачом, при котором в визовской больнице установили первый рентгеновский аппарат.

 

Герман Мышкин родился в Пермской губернии в 1886 году. Там он учился и работал до Первой мировой войны, после вступил в Красную Армию, был начальником сандивизиона 30-й стрелковой дивизии. После войны — хирург Екатеринбургской больницы. В годы Великой Отечественной войны помимо основной работы он безвозмездно дежурил в свердловских эвакогоспиталях. Умер Мышкин в 1945 году.

 

На Ивановском кладбище сохранились семейные захоронения фотографов Тереховых.

 

В 1860-х годах Иван Акинфиевич Терехов открыл первую в городе «Фотографию» в своем особняке. Она располагалась на Главном проспекте, 8 (ныне проспект Ленина). В наши дни дом не сохранился, на его месте стоит галерея «Главный проспект».

 

Терехов был не только фотографом, но и гласным городской думы и старостой Михайло-Архангельской тюремной церкви.

 

В 35 лет умерла жена Ивана Акинфиевича Александра Савельевна, оставив трех малолетних дочерей.

 

Современник фотографа краевед Наркиз Чупин в одном из писем сообщал: «Иван Акинфиевич Терехов получает весьма много за свои поистине художественные работы, но по своей артистической натуре живет слишком на широкую ногу. В начале прошлого года только помощь золотопромышленника богача и самодура Колчина спасла его от продажи всего имущества за долги с аукциона».

 

В итоге Иван Акинфиевич не очень надолго пережил жену: он скончался через год, а перед этим все-таки обанкротился, дом пришлось продать.

Продолжателем фотодела стал брат Николай Акинфиевич Терехов. Его «Фотография» находилась на Вознесенском проспекте, 21 (нынешняя улица Луначарского). По соседству стоял (и стоит по сей день) дом самого известного уральского фотографа Вениамина Метенкова. Особняк Терехова не сохранился.

Следующее надгробие — врача Александра Петровича Щербакова. Он родился в 1834 году. Первоначальное образование получил в Нижегородском дворянском институте, по окончании которого поступил на медицинский факультет Казанского университета. В 1861 году он был назначен врачом на Суксунские заводы Красноуфимского уезда Пермской губернии.

 

Вскоре по прибытии Александр Петрович обратил свое внимание на местные минеральные ключи, изучил их целебные свойства. Начиная с 1862 года он трудился над открытием водолечебницы в Ключах. Благодаря его стараниям в 1866 году был построен закрытый курортный зал. Тогда же Щербаков обнаружил большие запасы лечебной грязи (ила) в Суксунском пруду, а в Красном Яру нашёл соляно-щелочные воды.

Прекрасно оборудованная Суксунская лечебница Щербакова скоро приобрела широкую известность — больные стекались сюда отовсюду. Кроме минеральных вод они могли пользоваться кумысом, принимать гидроферные ванны, лечиться сжатым воздухом. Им Александр Петрович посвящал все лето, а зиму проводил в теоретическом изучении своего предмета и проверке фактических данных. Огромный материал, накопившийся у него вследствие усидчивой и внимательной работы, Щербаков собирался уже обнародовать, но ранняя смерть этому помешала. Он умер 4 сентября 1869 года на 35-м году жизни от туберкулеза кишечника.

 

До 2018 года Суксунский историко-краеведческий музей не знал, где его похоронили, пока об этом не рассказали «Кладбища Екатеринбурга».

Следующая могила — Александры Андреевны Полковой (в девичестве Фонзигель). Это первая издательница газеты «Екатеринбургская неделя». Родилась в семье казанских дворян. В 1865 году вышла замуж за горного инженера, управляющего Каменск-Уральским чугунолитейным казенным заводом Николая Алексеевича Полкова. Вместе с мужем переехала в Екатеринбург, где он решил издавать газету. Однако, ожидая разрешения, Николай Алексеевич скоропостижно скончался.

Тогда Александра Андреевна вместе с другом семьи горным инженером Павлом Капитоновичем Штейнфельдом решила осуществить мечту мужа. Она переоформила документы на себя, и 25 июля 1879 года в городе вышел первый номер первой частной газеты «Екатеринбургская неделя». Штейнфельд стал редактором.

 

В 1885 году у Александры Андреевны умерли два сына, она продала типографию старшему лесничему Гороблагодатского горного округа Г. А. Тиме и уехала к брату Андрею Фонзигелю на заводы в Вятскую губернию.

 

В 1901 году брата перевели в Нижний Тагил, и Полкова вернулась в Екатеринбург. Ее дом стоял на углу Ленина — Луначарского. В сентябре 1926 года Александра Андреевна скончалась.

 

В 1970-х годах Игорь Михайлович Павлов — внук Андрея Фонзигеля — помог установить личность Полковой на фотографиях. А 16 апреля 2019 года при содействии сотрудников Белохолуницкого краеведческого музея уже екатеринбургские активисты смогли подтвердить, что на имеющихся у них снимках именно она.

Недалеко от Полковой — общее надгробие артистов Михаила Бецкого и Макара Борина.

 

Михаил Бецкий — драматический актер, который играл в театре-студии Станиславского под руководством Всеволода Мейерхольда в Москве, а также в театре Веры Комиссаржевской в Санкт-Петербурге. В 1909 году в труппе антрепренера Басманова гастролировал по России. С 1928 года Бецкий жил на Урале. Он был одним из первых актеров Театра драмы и принимал непосредственное участие в его создании. Поскольку имел педагогический опыт, преподавал в театральном училище.

 

Полностью статью читайте здесь - https://www.e1.ru/news/spool/news_id-66065683.html



назад к списку новостей